Три цифровые революции в киноиндустрии

Немного истории

В 1888 году Луи Ле Принс (Louis Le Prince) изобрел первую в истории кинокамеру и снял фильм "Сцена в саду Раундхэй" (Roundhay Garden Scene). И с того момента, как братья Люмьер показали миру прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота, киноиндустрия неустанно двигалась вперед. Сначала появился монтаж и первые титры, потом в кино пришел звук, чуть позже появились первые комбинированные съёмки и во второй половине XX века кинопленку научили передавать цвет (хотя первые эксперименты начались еще в начале века). И каждый раз новые технологии сопровождались восхищением зрителей и скептицизмом профессионалов. Например, Чарли Чаплин больше 10 лет отказывался от звука в своих фильмах, считая, что он отвлекает зрителя от происходящего. А после появления звука и цвета эволюция замерла, и до 2000-ых, техпроцессы кино оставались практически неизменным. Самым значимым техническим достижением в кинематографе за последние полвека, а может и за всю историю, стал переход производства в цифровой формат.

Неизбежный технический прогресс

Цифровой кинематограф - нововведение, которое давалось индустрии очень нелегко и вызывало массу споров. Вообще-то эти споры не утихают и по сей день, однако, то что "цифра" уже заняла свое место в кино искусстве - неоспоримый факт. А ведь еще несколько лет назад первопроходцев считали чуть ли не предателями. Сегодня цифровое кино это утвердившийся стандарт, а лет через 8-10 снимать кино на пленку будут лишь ради эстетического удовольствия. В конечном итоге, она неизбежно станет анахронизмом и скорее всего просто до безумия неудобным и дорогим способом кинопроизводства. Но когда же подул цифровой ветер перемен, и кто стоял за тремя революциями в индустрии?

Оговорюсь, конечно, "три революции" условное и быть может даже субъективное деление цифровой эпохи на этапы. Считайте это моим художественным оформлением для более последовательной подачи. Так или иначе, всегда есть точка, от которой можно вести отсчет "до и после". И первой такой точкой стал 2002 год, до которого никто не снимал на цифру, но после которого многие задумались.

Но начать стоит чуть раньше, чтобы понять предпосылки. Уже в конце 80-ых производители начали свои первые эксперименты с дискретизацией изображения. На тот момент это были устройства записывавшие материал на магнитные ленты. И хотя эта технология кажется несусветным старьем, она продержалась до наших дней в виде MiniDV и BetaCam. Да, да, эта технология все еще используется на телевидении и в небольших частных продакшенах. Но как бы не старались лучшие умы планеты, магнитная пленка была далека от фоточувствительной пленки и уступала ей по всем параметрам. И за 20 с лишним лет ситуация не поменялась.

Цифровое кино. Начало

Раньше всего цифра просочилась в пост-продакшн. Уже в 1984 году Брэд Фидель (Brad Fiedel) сочинил и исполнил заглавную тему фильма Терминатор (Terminator) на синтезаторе. В 1993 году ILM практически впервые использовала компьютерные технологии для создания живых персонажей в Парке Юрского Периода (Jurassic Park). До них это были лишь отдельные тесты, частично схожие с анимацией и даже со стоп-моушн технологиями.
Постепенно все стадии пост-продакшена стали проходить через компьютеры и появился резон снимать в цифре, вместо того, чтобы оцифровывать километры пленки. Переход переходил очень медленно и многоэтапно: многие продолжали "резать и клеить" материал руками, кто-то предпочитал взрывать автомобили и рушить дома вживую, на этапе съемок, а не пост-продакшена. Но все же, где-то в 90-ых стало возможным "перегнать" отснятые исходники на жесткие диски и после нескольких месяцев работы за монитором выпустить готовый продукт. Так пост-продакшн полностью ушел в "цифру". Этот момент и можно считать первой цифровой революцией в кино.

Шаг первый - Опыт большого кино

Настоящим шагом вперед стала новая трилогия Джорджа Лукаса - Звездные Войны (Star Wars - Episodes 1, 2, 3). В первом эпизоде саги (Star Wars Episode I: The Phantom Menace) было огромное количество сцен с использованием компьютерной графики (digital visual effects или cg vfx), а оцифровка материала для последующего компоузинга занимала время и стоила денег. Поэтому, супервайзеры из ILM (Industrial Light & Magic) снимали некоторые сцены на цифровую кинокамеру Sony's CineAlta 24P HD. Которая, кстати, записывала материал на кассеты формата HDCAM (та самая магнитная лента). Опыт оказался удачным, и в июне 1999 года Джордж Лукас объявил, что второй эпизод Звездных Воин будет полностью снят в цифровом формате. Специально для этого была разработана камера Sony HDW-F900 (также известная как Panavision HD-900F).
В мае 2002 года на экраны вышел пятый фильм саги - Атака Клонов (Star Wars Episode II: Attack of the Clones), снятый полностью в цифровом формате. То есть, это был первый фильм, в производстве которого не была задействована кинопленка. По факту, чуть раньше в "цифре" был снят фильм Видок (Vidocq, 2001) и отечественный Русский Ковчег (2002), но пре-продакшн Звездных Воин начался чуть раньше и сам фильм стал "чуть более" масштабным и известным, потому и считается первым. Так, к цифровому пост-продакшену присоединился и продакшн (непосредственно съемочный процесс). Однако, пока что полностью исключить пленку из процесса пока было невозможно: в кинотеатры фильм отправлялся на 35мм пленке, которая и крутилась в проекторах. Да и опыт Джорджа Лукаса был уникальным, но почти единичным случаем.

Шаг второй - Почти кинопленка

И все шло своим чередом. Производители пытались совершенствовать камеры, режиссеры экспериментировали с тем, что уже было разработано. Все они обменивались опытом и идеями, но прорыва не намечалось. В ноябре 2005 года Arri представила Arriflex D-20, которая могла снимать в разрешении 2880x2160 (RAW 12 bit, 23.976p, 24p, 25p). Это было большим достижением, но уже в 2006 году основатель компании Red Digital Cinema Джим Джаннард (Jim Jannard) анонсировал камеру Red. Год спустя Питер Джексон закончил тест камеры, сняв 12-минутный фильм "Пересекая черту" (Crossing the Line). А в августе 2007 года первые клиенты получили в руки камеру Red One.



Почему это столь важный этап в развитии цифрового кинематографа? Во-первых, камера Red записывала видео в разрешении 4k - все HD камеры пишут в разрешении 1920x1080, условно 2k, а Red One мог записывать видео с разрешением 4480x2304. Во-вторых, картинка сохранялась с минимальной компрессией и имела высокий динамический диапазон (сопоставимый с пленкой). В-третьих - это была первая серийная профессиональная камера, пишущая на собственный, полностью цифровой носитель - Red Raid HDD (фактически высокоскоростной жесткий диск). Появление в кинематографе полностью цифровых камер и формата 4k RAW - это и есть вторая и очевидно самая главная цифровая революция!

Шаг третий - Полный цикл

Третий момент достаточно размыт в плане дат, лиц и особенно географии. Но он особенно важен, когда речь идет о цифровом кинематографе - это дистрибуция (distribution), или проще говоря - прокат. Понятно, что снимать в цифре сейчас дешевле, удобнее и проще. Очевидно, что с появлением нелинейного монтажа и при стремительном росте возможностей компьютерной графики, весь пост-продакшн проходит исключительно на экране монитора. Но долгое время производителям фильмов приходилось перегонять свои готовые картины на пленку для проекторов кинотеатров. Этот процесс актуален до сих пор, однако число "оцифровавшихся" кинотеатров стремительно растет и старая добрая 35 мм пленка уходит в прошлое. В конце 2013 года Paramount Pictures стала первой крупной киностудией, которая полностью отказалась от проката картин на 35 мм пленке. "Волк с Уолл Стрит" (The Wolf of Wall Street, 2013) стал первым фильмов, официально вышедшим в прокат исключительно в цифровом формате, (хотя местами попадается информация и о "пленочных" копиях картины). И это ознаменовало финальный этап перехода на цифровое кинопроизводство: съемка (продакшн), пост-продакшн и наконец - прокат!

Что дальше

Развитие цифровых технологий и переход на новые форматы, постоянно подстегивается растущими мощностями. Фактически, качество съемки доступное в 2000-ом году избранным, вроде Джорджа Лукаса, сегодня есть в каждом цифровом зеркальном фотоаппарате (DSLR камеры). А компания Red уже выпустила новую модель Epic'а, с сенсором Dragon, который выдает картинку с разрешением 6k. Вскоре UltraHD телевизоры станут обыденностью, а кинематограф перейдет к тех процессу 10k и более. Другой вопрос, есть ли от этого ощутимая польза? Заметит ли рядовой посетитель кинотеатра разницу между 4k и 10k на экране того же размера, что и 50 лет назад? Скорее всего нет! Ведь если быть до конца откровенными, то даже в расхваленных IMAX-залах крутят мастер-видео размером 2k. А повышенная четкость на большом экране это заслуга цифровых конвертеров и мощных проектов.

04 декабря 2014
Автор:
Антон Клапоусов
Главная
Пресс-релизы
Cinerise БЛОГ
Публикации в СМИ
О компании
Философия
Контакты
Дизайн и разработка Cinerise Group - Design Department