Особенности российского кинобизнеса

За последние годы успешные отечественные картины в российском прокате можно пересчитать по пальцам. При чем под успешными подразумеваются все картины, которые хоть как-то окупили затраты на производство и рекламу. Говорить о том что какой-то фильм собрал кассу или получил отличные отзывы зрителей и критиков вообще не приходится. Российский кинематограф почти 15 лет скатывался вниз, пока Голливуд развивал индустрию кино. Там, с начала 90-ых по 2005-ый год производство фильмов изменилось до неузнаваемости, а в последующие 10 почти полностью перешло в цифровой формат! Но об этом пожалуй позже и в отдельной статье.

Продакшн

А что в это время происходило в России? Взять хотя бы середину этого отрезка - 1999 год. За 12 месяцев в США выпустили 2,5 тысяч картин, в России - около 160. Голливуд выпустил фильмы "Зеленая Миля", "Бойцовский Клуб", "Матрица", "Шестое Чувство", "Сонная Лощина", "Красота по-американски", "Мумия" и первый эпизод новой трилогии Звездных Воин. Российские режиссеры выпустили всего 5-6 запомнившихся картин среди которых "Ворошиловский Стрелок", "Мама" и совместный российско-французский "Восток-Запад". Фильмы отличные, но задумайтесь: могли ли они соревноваться в прокате с западными релизами? Особенно учитывая что основную (самую активную) аудиторию любого фильма во всем мире составляют молодые люди от 14 до 22 лет.

Невероятные темпы производства в Голливуде выдали огромное число качественного коммерческого контента, который конечно же собрал всю кассу. А значит, студии получили средства на производство новых картин. Это называется бизнес и иначе он не работает. Но в этой схеме есть еще один очень важный игрок, без которого система не может функционировать. Речь идет о прокатчиках, или говоря проще - о кинотеатрах.

Прокат

В начале 2000-ых начался подъем российских сетей кинотеатров. В середине 90-ых в 3 из 4 залов страны были различные салоны мебели и магазины меховых изделий. К сожалению, такое актуально для регионов и по сей день. Формула Кино, Каро, Люксор, Синема Парк и прочие сети начали обустраивать многозальные мультиплексы только после 2000-го года. Это сейчас почти в каждом торговом центре есть свой кинотеатр на 5-10 залов, а в конце 90-ых даже пиратские DVD были в новинку. На протяжении 10 лет многие фильмы доходили до нас лишь в виде экранок на VHS, а на этом не зарабатывали ни отечественные, ни западные прокатчики. Но даже сейчас мы невероятно отстаем от США по числу кинозалов. На январь 2016 года в России было насчитано рекордное число коммерческих экранов - 4020 залов (в 1200 кинотеатрах). Впечатляет, но задумайтесь: по статистике 2015-го года в Северной Америке насчитывается 39,5 тысяч киноэкранов! Еще в Штатах действуют около 600 открытых кинотеатров (drive-in и просто в парках), но при таких объемах это можно считать сезонной погрешностью. И все же разница почти 1 к 10! Для справки - вторая по объемам кинопроката страна в мире - Китай. Тут в 2015 году насчитывалось 31,5 тысяча экранов.

Вы наверное думаете что мы безнадежно отстали от запада из-за различных советских занавесов, оттепелей, цензуры и т.д. Но нет, в 1987 году в СССР было 4800 стационарных кинотеатров! Кинотеатров, а не экранов! Да, в одном кинотеатре было не больше 2 экранов (чаще один), но все же это почти 5000 кинозалов! А портативных "кинопередвижек", которые крутили фильмы по клубам и домам культуры - 150 тысяч! Только представьте себе эту цифру! 42 тысячи экранов (аналог статистики по США на 2016 год) в СССР насчитывалось в далеком 1950-ом году! А в последующие 30 лет это число увеличилось в 3,5 раза! И советский зритель был очень активен, иначе бы никто не стал плодить такое количество экранов. На каждый фильм наши соотечественники ходили по несколько раз, семьями и просто компаниями. Сложно даже представить сколько собирали фильмы Гайдая и Рязанова в 80-ых, но безусловно это были настоящие блокбастеры!

Аудитория

И нельзя сказать что сегодня наш зритель не ходит в кинотеатры. Фильм "Дэдпул" (Deadpool, 2016) собрал в России за первый прокатный уикенд 12 млн долларов. В США зрители купили билетов на 135 млн долларов. Соотношение практически такое же как и у экранов - 1 к 10. А мультфильм "Зверополис" за месяц собрал 34 млн долларов в России и 308 в США. Тут Российский зритель был даже активнее. Конечно, появись сейчас в России в 10 раз больше залов, это не значит что фильм обязательно собрал бы 340 млн вместо 34 млн, эта сфера должна развиваться постепенно, но в целом зависимость очевидна.

В итоге

А теперь внимание вопрос: окупиться ли российский фильм с бюджетом уровня "Мстителей" (Avengers, 2012 - бюджет 220 млн долларов) или "Мира Юрского Периода" (Jurassic World, 2015 - бюджет 150 млн долларов), если он выйдет в прокат лишь на территории России? Вопрос риторический. Те же "Мстители" собрали в России 43 миллиона долларов, а это блокбастер с известными актерами и знакомыми всем героями. Героями, получившими по сольному фильму прежде чем появится в общем блокбастере! Отнимите половину, которую забрали кинотеатры и прокатчики и получите 21,5 млн долларов, а значит фильм остался бы в минусе без малого на 200 млн долларов. Так имеет ли смысл пытаться угнаться за Голливудом в текущей ситуации? Помогут ли дотации Министерства Культуры и Фонда Кино фильму, который негде показывать, да и ради чего оплачивать 200-миллионные провалы из кармана налогоплательщиков? А самое главное, как вообще можно выбраться из сложившейся ситуации? В этом мы постараемся разобраться в ближайшее время!

16 мая 2016
Автор:
Антон Клапоусов
Главная
Пресс-релизы
Cinerise БЛОГ
Публикации в СМИ
О компании
Философия
Контакты
Дизайн и разработка Cinerise Group - Design Department