Национальное кино против Голливуда

Год от года голливудские блокбастеры значительно обходят российские фильмы по числу зрителей, оценкам и конечно же по кассовым сборам. И в общем-то эта ситуация актуальна для подавляющего большинства стран. Но так или иначе успешное национальное кино присутствует во всех развитых странах, а в некоторых развивающихся странах даже конкурирует с Голливудом. Россия же, большая и мощная страна (по разным показателям, пускай даже спорным), имеет очень слабую киноиндустрию. А учитывая каким было отечественное кино 30, 50 и даже 70 лет назад, очень обидно, что сейчас в России становятся популярными и окупаются всего две-три картины в год.

Американская ментальность

Если смотреть глобально, то у популярности голливудских фильмов есть одна самая важная причина: американская идея интернациональна. Долгие годы во всем мире шла пропаганда всего американского: американская мечта, американская демократия, множество брендов, названий и имен, ставших нарицательным символом качества и прогрессивного образа жизни. В конечном итоге термин “западный” в сочетании с любым словом стал синонимом понятий: качественный, положительный, современный.



Все мы ровняемся на некие эталоны в своих взглядах и оценках. Чаще всего эти шаблоны пришли к нам из англоязычного мира. Казалось бы, это имеет мало отношения к кинематографу, но именно несоответствие многих отечественных фильмов стандартам западного мышления породило распространенное мнение, что российское кино - плохое кино. И этот ярлык чаще всего не связан с конкретным фильмом. Подобная оценка присваивается большинству картин задолго до их выхода на экраны.

Было время

Но вернемся на 30-40 лет назад. Тогда фильмы Гайдая, Рязанова, Михалкова и других советских режиссеров были настоящими отечественными блокбастерами! Их любили, их смотрели, на них ходили в кино и пересматривали по ТВ. В 70-80-ых, голливудские фильмы были редкостью, рынок наполняли своим контентом или картинами дружественных стран. А потом СССР не стало и в сложившейся ситуации государство было не в силах выделять деньги на производство фильмов (чем оно занималось предыдущие полвека, фактически выпуская картины по гос заказу). Так, в 90-ые началась интервенция западных картин на пиратских видеокассетах.

И всего за 10 лет аудитория полностью перестроилась на новый формат. При этом, российский зритель не просто отсматривал актуальные новинки, до нас наконец-то дошли “Чужой”, “Хищник”, “Терминатор”, а так же десятки боевиков с такими звездами как Шварценеггер, Сталлоне, Ван Дамм, Джеки Чан и многие другие. То, что предлагал Голливуд, было немыслимо захватывающим, и желание прикоснуться к западному миру только подстегивало интерес к этим фильмам. А фильмы в свою очередь насаждали и укрепляли любовь ко всему западному. Особенно на фоне идущей полным ходом перестройки, больше похожей на “демонтаж” страны.

Сегодня

Сегодня российская киноиндустрия чувствует себя гораздо лучше чем 15 лет назад. Устоялись вещательные и телевизионные структуры, появились платежеспособные инвесторы и рекламодатели, в стране есть все необходимое современное оборудование. Вернулись и набирают обороты прокатные сети кинотеатров, возвращается традиция посещения кино при выходе новых фильмов. Даже спорная система государственной поддержки кинематографа сыграла положительную роль в развитии российского кино, хотя схема работы и эффективность затраченных средств вызывает множество вопросов. Несмотря на все плюсы, ситуация все же очень печальная. Но не будем касаться в этой статье финансовой части проблемы. Здесь мы обратим внимание на отношение зрителя к кинематографу в целом и к российской его доле в частности.

Лояльность зрителя

Немаловажная составляющая зрительских симпатий составляет лояльность. Голливуд создал себе имидж настоящей фабрики грез и у него есть запас на несколько десятков провалов. Заметьте, даже если картина имеет слабый сюжет, она обязательно будет отмечена за зрелищность. Если нет ошеломляющих визуальных эффектов, значит в фильме будут оценивать актерскую игру и глубину сюжета. Если идея картины касается непопулярной, малоизвестной темы, просто кажется непонятной, то она привлечет зрителей актерским составом или режиссером. Такая снисходительность это не только заслуга грамотного маркетинга продюсеров, но и результат устойчивой веры зрителя в голливудский продукт. К любому же отечественному проекту заведомо отнесутся со скепсисом. И это оправдано, потому что буквально 1-2 российских фильма в год получают положительные оценки от зрителей. Остальные релизы как правило вызывают разочарование. И все чаще это не просто холодное безразличие, а раздражение и озлобленность за потраченные время и деньги.

У лояльности есть и обратная сторона медали. В какой-то момент зритель начал относиться к американскому кино как к непоколебимому стандарту качества. В результате все больше ожидаемых фильмов получают негативные или крайне смешанные отзывы как среди критиков, так и от рядовых зрителей. К тому же, избалованная аудитория начала предъявлять одинаково высокие требования к фильмам всех категорий. Больше всего в последние годы от этого страдают экранизации комиксов и игр, которые являются сугубо развлекательными фильмами, рассчитанными на аудиторию 12+ и по умолчанию не должны отличаться сложными сценарными решениями.

Дело еще и в том, что возраст аудитории у этих фильмов уже подбирается к 30 годам, а взрослые люди хотят более глубоких и продуманных историй. Но это отдельная тема; в конечном итоге, чаще всего, неоднозначные отзывы никак не сказываются на сборах крупных проектов, благодаря огромным вложениям в рекламу.

Бизнес модель

У российских продюсеров и режиссеров нет возможности тягаться с голливудскими бюджетами. Ни дорогостоящее производство, ни масштабная рекламная компания не окупятся, даже если фильм получится качественным и конкурентоспособным. Подробнее об этом написано в предыдущей статье "Особенности российского кинобизнеса". Но вот что действительно непонятно, так это стремление отечественных мэтров снимать серьезное и вдумчивое национальное кино, несмотря на полное отсутствие интереса у аудитории. Основные посетили кинотеатров - подростки и молодые люди. Грубо говоря это школьники и студенты, имеющие достаточно свободного времени. И они как правило заинтересованы в зрелищных, современных развлечениях. Вот почему подавляющее большинство продюсеров голливудских блокбастеров всеми силами пытается попасть под возрастную категорию 12+, даже в ущерб задумкам сценаристов и режиссеров. Справедливости ради стоит заметить, что сейчас в Голливуде начались осторожные эксперименты с рейтингом 16+, но тут тоже свои тонкости, заслуживающие отдельного рассмотрения. Молодые люди в свою очередь не сильно стремятся вникать в сложную социальную проблематику. Еще более прохладно они относятся к картинам отражающим быт и культуру российского народа, по причине своей увлеченности западными трендами.

Еще есть категория продюсеров-бизнесменов, которые так же далеки от кино, как паровоз от электромобиля. Они не сильно озабочены качеством продукта, оценками критиков и зрительскими рейтингами. Будь то фильм ужасов или комедия, это неизменно кино второго сорта (B-movie) в котором звезд шоу-бизнеса часто больше чем актеров. Сборы этих фильмов не велики, но они окупаются, в частности благодаря невысоким бюджетам, за счет безвозмездного спонсорства и размещенной в них скрытой рекламы. Нужно заметить, что на западе таких картин тоже хватает, просто они редко доходят до нашего проката.

В этой ситуации истинное негодование вызывает государственная поддержка обоих вышеописанных категорий фильмов. Совершенно очевидно, что если вливать деньги в продукт который не приносит прибыли, индустрия будет нуждаться в этих деньгах год за годом, так как не способна сама генерировать прибыль и не вызывает никакого доверия в глазах потенциальных инвесторов. А второсортные картины лишь формируют отвращение к кинорынку в целом. В защиту этой программы можно сказать лишь то, что оценивать и отбирать проекты на этапе питчинга достаточно сложно. Подобный опыт, можно сказать - "чутье", должно вырабатываться годами, а работа с продюсерами и режиссером (надзор и контроль) должна продолжаться вплоть до финального монтажа картины.

Что делать

Так что же делать и как переломить ситуацию? Однозначного ответа здесь нет. Сегодня российская киноиндустрия абсолютно точно не в силах создать конкуренцию голливудским мейджерам. Отечественные фильмы не пользуются спросом даже внутри страны, что уж говорить про мировой прокат. А без широкого проката не возможны большие кассовые сборы. Даже если национальное кино найдет свою волну, сформирует аудиторию и начнет завлекать людей в кинотеатры, в остальном мире российская ментальность успеха не сыщет.

Чтобы вернуть доверие отечественного зрителя и привлечь внимание зарубежного, киноиндустрии придется прогнуться под западный формат. В России есть хорошие режиссеры и очень толковые продюсеры; некоторые из них даже придерживаются подобной стратегии, пусть может и не всегда осознанно. Однако, на фоне огромного числа низкокачественного, неликвидного и неинтересного контента их картины - капля в море. Эти фильмы как раз и оказываются теми единичными случаями успешных проектов.

Следующий фактор очень значим, но настолько недостижим, что указан здесь просто для галочки - наращивание объемов кинопроизводства. Какова суровая статистика последних лет? Из 10 российских картин выходящих в свет, 5 уверенно оказываются в ограниченном прокате и никак не ориентированы на массового зрителя. Еще 4 - имеют крайне низкое качество и только 1 получает хорошие зрительские оценки и иногда окупается. В общем-то, это примерные цифры, но получается что они почти один в один соответствует количеству отечественных релизов в год (10-15). При этом Голливуд запускает в нашем прокате порядка 100-130 фильмов в год! Из них успешными становятся порядка 15 картин. И получается что в целом, соотношение (10:1) успешных картин российского производства и западного в чем-то схоже (только понятие успешности и порядок цифр сильно разнятся). А вообще в США ежегодно в кинотеатральный прокат выходит порядка 500-600 фильмов. Так, американская фабрика грез обставляет весь мир не только качеством, но и количеством!

Итого

На выходе мы имеем примерно следующее. Если ответственные за производство фильмов люди, все же возьмут за основу шаблон западного формата, если оперируя понятными каждому жителю планеты ценностями снимут качественный фильм, то высока вероятность выхода такого продукта в прокат в других странах. А это значит что картина не только окупится, но и заработает. И если в киноиндустрии появятся признаки относительно стабильного производственного процесса, то это обязательно привлечет внимание нужных людей. Инвесторы захотят вкладывать средства в кино, а прокатчики (в том числе и зарубежные) захотят брать перспективные фильмы для дистрибьюции.

И для этого совершенно необязательно полностью отказываться от всего русского при производстве фильмов. Нужно лишь предать сюжету лоска, а не пытаться зафиксировать в кадре фактурную реальность. Для отображения действительности существует совершенно иной жанр - документалистика. А фильм должен быть художественным продуктом. Даже если он основан на реальных событиях, в нем просто необходимо присутствие определенной доли экранного волшебства, ради которого люди и идут в кинотеатры!

7 сентября 2016
Автор:
Антон Клапоусов
Главная
Пресс-релизы
Cinerise БЛОГ
Публикации в СМИ
О компании
Философия
Контакты
Дизайн и разработка Cinerise Group - Design Department